Российские компании успешно внедряют дистанционную занятость, поддерживая глобальный тренд рынка труда

15 Сентября 2015

По результатам опроса владельцев компаний, проведенного Аналитическим центром НАФИ, 20% организаций имеют сотрудников, работающих дистанционно, еще 10% предпринимателей планируют в ближайшее время перевести часть штата на такой режим работы. 

В большинстве случаев (61%) удаленно работают не более 10% штата, в каждой десятой организации таковых 11-20%, от 20% до 90% дистанционно занятых сотрудников – в 23% компаний, и в 6% предприятий почти весь персонал работает удаленно. 

Каждый десятый опрошенный руководитель сообщил о наличии планов перевода части или всех сотрудников на дистанционный режим работы в ближайшие три года (9%), и это чаще отмечают представители организаций, образованных в 2000-е годы (11% против 4% компаний, основанных до 1990 года). В основном такой удаленный режим предполагается ввести не более, чем для 10% персонала. 

Половина руководителей, планирующих вводить дистанционный режим работы в компании, рассчитывают сделать это уже в следующем году – 49%, а каждый пятый – до конца текущего года (21%) и столько же (19%) – до конца 2020 года.

Предприниматели, не планирующие переводить сотрудников на такой режим работы, объясняют свое решение спецификой работы предприятия, а также отсутствием необходимости.

Учитывая тенденции в российской экономике последних лет, можно выделить три основные причины, по которым с каждым годом растет доля компаний, предпочитающих переводить своих сотрудников (или часть штата) на удаленный формат работы. Во-первых, компании экономят средства на создании рабочих мест. Во-вторых, работодатель таким образом привлекает более дешевые трудовые ресурсы, ведь удаленно могут работать люди из отдаленных регионов с более низким уровнем зарплат, студенты, молодые мамы и прочие. И в-третьих, сами работники чаще соглашаются с более низкой оплатой труда, так как они имеют возможность экономить за счет сокращения затрат на проезд, деловую одежду и питание в офисе. 

Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества, такой формат работы создает ситуацию, при которой сотрудник компании фактически выключен из рабочего процесса, и, что крайне важно, из неформального общения. При такой форме организации работы у руководителя нет возможности контролировать условия труда, сотрудники исключены из симметричных информационных потоков, что тормозит их профессиональное развитие и карьерный рост. 

Последние исследования показывают, что дистанционная занятость – это глобальный тренд на мировом рынке труда. Компании, бизнес-процессы которых позволяют использовать удаленную работу и гибкое рабочее расписание хотя бы время от времени, сильно выигрывают в привлечении и удержании высококлассных специалистов.